Новости
Изменения в действующем законодательстве РФ
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" преимущественную пролонгацию аренды публичных земельных участков без торгов запретят.
С 1 марта 2015 г. вступает в силу норма, согласно которой у арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не будет преимущественного права на заключение договора аренды такого земельного участка на новый срок без проведения торгов.
На сегодняшний день подобный запрет в земельном законодательстве отсутствует. В силу п. 3 ст. 22 ЗК РФ по общему правилу по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды.
Данный запрет, в частности, не будет распространяться на ситуации, когда земельный участок предоставлен физлицу или юрлицу в аренду без проведения торгов (за некоторыми исключениями). Однако арендатору необходимо соблюсти ряд условий, чтобы пролонгировать договор аренды. Например, заявление о заключении нового договора аренды нужно подать до дня истечения срока действия заключенного договора.
Актуальность нового запрета связана с тем, что с 1 марта 2015 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, можно будет арендовать по общему правилу только по результатам аукциона. Вместе с тем прямо предусмотрены случаи, когда договор аренды участка из публичных земель заключается без проведения торгов. В настоящее время договоры аренды государственного или муниципального земельного участка по общему правилу могут заключаться по результатам проведения как аукционов, так и конкурсов (ст. 38 ЗК РФ).
По смыслу п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ в редакции рассматриваемого Закона вводимый запрет будет действовать и в отношении заключения на новый срок договоров аренды земельных участков, переданных в аренду до 1 марта 2015 г.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" В АПК РФ внесены изменения, связанные с упразднением ВАС РФ.
В частности, согласно поправкам арбитражные суды смогут ссылаться в своих решениях на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.
В связи с тем, что из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов (Федеральный закон от 04.06.2014 N 143-ФЗ), главой 23 АПК РФ будет регулироваться рассмотрение соответствующих дел лишь Судом по интеллектуальным правам.
Законом определены особенности кассационного и надзорного производства по арбитражным делам в Верховном Суде РФ.
Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, Суда по интеллектуальным правам будут рассматриваться Судебной коллегией ВС РФ. Срок для подачи жалобы составит, по общему правилу, 2 месяца со дня вступления в силу последнего обжалуемого решения.
Поступившие кассационные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет решать, требуется ли передать жалобу для рассмотрения в Судебную коллегию. Если судья откажет в передаче жалобы, Председатель ВС РФ, а также его заместитель смогут отменить его решение и передать жалобу для рассмотрения.
Основанием для отмены или изменения обжалуемых решений в кассационном производстве будут существенные нарушения норм материального права и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Надзорные жалобы будут рассматриваться Президиумом ВС РФ. В порядке надзора будут обжаловаться, в частности:
- вступившие в законную силу решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции (если они не были предметом апелляционного рассмотрения);
- определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб на решения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
- определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
Срок подачи надзорных жалоб составит 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Надзорные жалобы будут предварительно изучаться судьей ВС РФ, который будет принимать решение о необходимости их передачи в Президиум ВС РФ.
Закон предоставил право Председателю ВС РФ и его заместителю вносить в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора по жалобе заинтересованных лиц.
Такое представление может быть внесено в целях устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых постановлений и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществить права, гарантированные АПК РФ либо существенно их ограничили.
В качестве оснований для отмены или изменения решений в порядке надзора предусмотрены:
- нарушение прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
- нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.
Постановления Президиума ВС РФ будут вступать в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.
Закон определяет переходные положения, связанные с рассмотрением арбитражных дел после упразднения ВАС РФ.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".
Федеральным законом от 28.06.2014 N 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" уточнен порядок предоставления студентам помещений в общежитии.
Наниматели жилых помещений в таких общежитиях, входящих в жилищный фонд образовательных организаций, по договорам найма жилого помещения должны вносить плату за наем и плату за коммунальные услуги.
Размер платы за наем в общежитии для обучающихся устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии и определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).
Размер определенной в таком акте платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся не может превышать максимальный размер, установленный учредителями этих организаций.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливается Правительством РФ.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 199-ФЗ "О внесении изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации" определены гарантии эффективной защиты от увольнения работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзов, не освобожденных от основной работы
В частности, установлена процедура:
- получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ (сокращение численности или штата, несоответствие занимаемой должности или работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним);
- представления работодателю мотивированного мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении указанной категории работников в соответствии с пунктом 5 статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Федеральный закон учитывает нормы Конвенции МОТ N 135 1971 года, а также позицию Конституционного Суда, выраженную в Определении от 04.12.2003 N 421-О и в Определении от 03.11.2009 N 1369-О-П.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 192-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" Страховщиков, занимающихся социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязали оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения.
Установлено, что страховщик обязан оказывать застрахованному лицу бесплатную помощь, необходимую для получения страхового обеспечения в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов застрахованного лица в судах в случае, если застрахованное лицо письменно заявляет о такой необходимости и дает согласие на получение и обработку его персональных данных.
Порядок оказания такой помощи устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Проектом Федерального закона N 550627-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" могут законодательно урегулировать переустройство и перепланировку нежилых помещений.
Предлагается законодательно установить порядок переустройства и перепланировки нежилых помещений в объектах капитального строительства (например, многоквартирных домах, нежилых зданиях).
Для переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в объекте капитального строительства собственник помещения (или уполномоченное им лицо) должен будет представить в орган, осуществляющий согласование, ряд документов. Среди них - заявление, проект переустройства (перепланировки) и технический паспорт нежилого помещения или объекта капитального строительства. Если право на нежилое помещение зарегистрировано в ЕГРП, то отдельные документы указанный орган может запросить самостоятельно.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается по общему правилу в течение 45 дней со дня представления заявителем документов. В течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения орган, осуществляющий согласование, должен выдать или направить по указанному в заявлении адресу либо через МФЦ документ, подтверждающий принятое решение.
Предполагается, что документ, подтверждающий решение о согласовании, будет являться основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Отказать в согласовании могут только в предусмотренных в законопроекте случаях (например, при несоответствии проекта переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения требованиям законодательства).
Сейчас порядок переустройства и перепланировки помещений на уровне федерального законодательства установлен только в отношении жилых помещений (гл. 4 ЖК РФ). Вопросы переустройства и перепланировки нежилых помещений урегулированы исключительно региональными нормативными правовыми актами (см., например, Постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, Постановление главы городского округа Электросталь Московской области от 22.09.2006 N 869/12).
Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования"
Установлена процедура проведения аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда
Требованиями, предъявляемыми к претендующим на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, являются:
- наличие высшего образования;
- наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.
Аттестация предусматривает рассмотрение представленных заявителем заявления и документов и проверку знаний заявителя (аттестационное испытание).
Заявитель проходит аттестационное испытание лично. Оно проводится в форме дистанционного тестирования. Заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут. При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Минтруд России принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.
В случае неудовлетворительного результата заявитель вправе в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.
По результатам аттестационного испытания принимается решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда или об отказе в аттестации.
Определен порядок обжалования решения об отказе в аттестации, переоформления сертификата эксперта, аннулирования сертификата.
Срок действия сертификата - 5 лет со дня выдачи. По окончании срока действия эксперт должен пройти аттестацию заново.
Приказом Росалкогольрегулирования от 23.05.2014 N 153 "О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32865) утверждена форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции и определена процедура его заполнения
Журнал заполняется по месту осуществления деятельности:
- организацией по каждому ее обособленному подразделению, указанному в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при перемещении продукции между обособленными подразделениями организации;
- организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и напитков на его основе, а также организациями, осуществляющими розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, на каждом торговом объекте.
Показатели объема розничных продаж продукции фиксируются в журнале на электронном либо бумажном носителе.
Журнал заполняется по мере совершения хозяйственных операций. Для каждой операции создается новая запись.
В каждой графе журнала показатели отражаются по видам продукции в соответствии с Классификатором видов продукции (приказ Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231).
Приказ вступит в силу по истечении 4-х месяцев после дня его официального опубликования.
"Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней" (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 1, от 02.06.2014):
Роструд разъяснил вопросы перераспределения рабочего времени в связи с праздничными днями, привлечения к работе в нерабочие праздничные дни и их оплаты
Сообщается, в частности, следующее:
- перенос выходных дней при их совпадении с праздничными днями возможен в случае принятия соответствующего федерального закона или нормативного правового акта Правительства РФ и соблюдения сроков официального опубликования таких актов;
- правило переноса выходного дня при его совпадении с праздничным на следующий за ним рабочий день распространяется и на региональные праздники, поскольку законодатель не устанавливает для них особенностей и не предусматривает возможности введения иного порядка;
- если часть отпуска работника выпадает на 12 и 13 июня 2014 года, то 12 июня как праздничный день из его продолжительности исключается, а 13 июня учитывается как обычный выходной день и включается в продолжительность отпуска;
- отдых в праздничные дни не влечет уменьшение заработной платы;
- для привлечения работников к работе в нерабочий праздничный день необходимо: наличие законного основания для привлечения к работе, письменное согласие работника (за исключением случаев, когда оно не требуется), в некоторых случаях учет мнения профсоюзной организации, письменное распоряжение работодателя;
- работодатель не вправе без согласия работника предоставить ему день отдыха вместо повышенной оплаты работы в нерабочий праздничный день;
- оплата выходного дня в одинарном размере означает, что работнику, получающему оклад, сверх оклада выплачивается одинарная дневная ставка.
"Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников" (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 2, от 19.06.2014):
Работник, проработавший в организации более одного года и увольняемый в связи с сокращением штата, имеет право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск за последний рабочий год при условии наличия в этом году не менее 5,5 месяцев стажа
В случае если работник в период работы не воспользовался или не в полном объеме воспользовался правом на отпуск, то он имеет право на предоставление неиспользованных отпусков с последующим увольнением либо на выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.
Порядок расчета такой компенсации установлен Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными НКТ СССР 30.04.1930 N 169.
Очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году. Право на следующий очередной отпуск в счет нового рабочего года возникает у работника по истечении 5,5 месяцев со дня окончания предыдущего рабочего года.
Сообщается, что в части третьей статьи 28 Правил, определяющей иные случаи выплаты полной компенсации при увольнении, речь идет о периоде, за который предоставляется отпуск (рабочий год), а не об общей продолжительности работы у данного работодателя.
Иное толкование данной нормы означало бы неравное положение работников, проработавших в организации менее года, и работающих более длительный срок, т.е. наличие дискриминации.
"Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросу соблюдения норм трудового законодательства при расчете отпускных в связи с принятием Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" (утв. на заседании рабочей группы по информированию и консультированию работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, протокол N 2, от 19.06.2014):
Роструд сообщает о необходимости перерасчета отпускных, если отпуск сотрудника начался до 2 апреля 2014 года, а закончился после этой даты
Это связано с вступлением в силу изменений в Трудовой кодекс РФ, предусматривающих расчет отпускных путем деления суммы начисленной за последние 12 календарных месяцев заработной платы на 12 и на 29,3 - среднемесячное число календарных дней в году. Ранее расчет производился с применением данного показателя в размере 29,4. Новый порядок расчета отпускных должен применяться со 2 апреля 2014 года.
Если часть отпуска приходится на период до этой даты, а остальная часть выпадает на период после вступления изменений в силу, то за период отпуска со 2 апреля 2014 года необходимо рассчитать отпускные по новым правилам.
«Письмом ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 «Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица» устанавливается, что подача заявления в суд о ликвидации юридического лица должна подкрепляться доказательствами, свидетельствующими о невозможности с ним связаться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Налоговым органам необходимо располагать информацией об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (наличие возвращенной корреспонденции с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и др.).
Кроме того, до подачи заявления в суд налоговый орган обязан направить организации уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица (такое уведомление должно направляться как в адрес ЮЛ, так и в адрес его учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать от имени этого ЮЛ без доверенности).
Также налоговому органу необходимо представить в суд доказательства того, что данное юридическое лицо является действующим, т.е. представляет отчетность, осуществляет операции по банковскому счету.
Сообщается о положительной судебной практике по заявлениям налоговых органов о наложении судебного штрафа за неисполнение судебных актов о ликвидации юридического лица.
Указано о неприменении писем ФНС России от 27.01.2014 N СА-4-14/1138@, от 18.03.2014 N СА-4-14/4855@, от 25.03.2014 N СА-4-14/5432@.
Письмом Росприроднадзора от 09.06.2014 N ВК-03-03-36/8833 "О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора N 255 от 28.04.2014" обращается внимание территориальных органов на недопустимость установления лимитов на размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на свалках твердых бытовых и промышленных отходов.
Приводится определения понятий "навал мусора" и "свалка". Отмечается, что свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными объектами размещения отходов. Соответственно, размещение на них отходов считается безлимитным размещением, влекущим обязанность уплаты собственниками отходов платежей за негативное воздействие на окружающую среду с пятикратным повышающим коэффициентом.
При установлении факта размещения отходов на свалке хозяйствующими субъектами, независимо от того, должны ли они разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) либо предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимо взимать плату за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения отходов, с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Отражение хозяйствующим субъектом в отчетности факта передачи отходов на размещение на свалки твердых бытовых и промышленных отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ ("Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами").