Новости
Правовые новости
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
Она предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены поправки в гарантии работникам вредных производств, запрещено подменять трудовые договоры гражданско-правовыми и другое.
Основная часть поправок обусловлена введением специальной оценки условий труда. Она становится основным инструментом для решения вопроса о предоставлении гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях. Указанная оценка призвана заменить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Кроме того, вместо процедуры обязательной сертификации организации работ по охране труда вводится декларирование соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям на основе результатов специальной оценки условий труда.
Кроме того, скорректировано трудовое законодательство. Поправки разрешают увеличивать максимальную продолжительность рабочего времени на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 36 до 40 часов в неделю, но только с согласия работника и при условии выплаты денежной компенсации. При этом сохраняется минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (7 календарных дней). Дни дополнительного отпуска сверх этого можно заменять с согласия работника денежной компенсацией. Сохраняется и размер повышенной оплаты труда (не ниже 4%).
Предусмотрена возможность увеличения для указанных работников максимальной продолжительности ежедневной смены: при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов. Однако это допускается лишь в пределах сокращенной рабочей недели и при условии письменного согласия работника.
Кроме того, на предприятиях с вредными или опасными условиями труда разрешается применять суммированный учет рабочего времени (учетный период - 3 месяца).
Ряд изменений касается всех работников. В частности, вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке.
Существенные изменения затрагивают пенсионное обеспечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за ними при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Усиливается административная и уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства. Вводится административная ответственность за уклонение от оформления трудового договора.
Вносятся коррективы в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Снижен размер финансовых санкций за неподачу или несвоевременное направление в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже.
Ряд поправок обусловлен созданием системы гарантирования пенсионных накоплений.
На 2015-2021 гг. вводится особый порядок индексации предельной величины базы для начисления взносов в ПФР.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 1243 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 и от 11 июля 2012 г. N 704" Вводятся федеральные специальные марки для бутылок водки объемом 0,375 л и 0,5 л.
Как отмечается на сайте Правительства РФ, цель изменений - усилить госрегулирование в сфере оборота алкогольной продукции и снизить нелегальные производство и оборот крепкого алкоголя.
Вместо федеральных специальных марок с надписью "Водка до 0,5 л" вводятся марки нового образца с надписями "Водка 0,375 л" и "Водка 0,5". Они предназначаются для продукции, объем которой в потребительской таре составляет соответственно 0,375 л и 0,5 л.
Соответствующие изменения вносятся в правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, требования к их образцам и в форму отчета об использовании выданных марок.
До 1 марта 2014 г. устанавливается переходный период. В течение него организациям, производящим в России алкогольную продукцию, выдаются марки с надписью "Водка до 0,5 л". Алкогольная продукция может маркироваться этими марками до 1 сентября 2014 г. Срок реализации маркированной ими продукции не ограничивается.
До 1 апреля 2014 г. необходимо провести в территориальных органах Росалкогольрегулирования инвентаризацию остатков марок с надписью "Водка до 0,5 л". До 1 мая 2014 г. - вернуть их во ФГУП "Гознак". До 1 ноября 2014 г. - обеспечить контроль за их уничтожением в организациях.
Приказом федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» Утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
Правила касаются всех организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей. Они распространяются на сети (в т. ч. сети газопотребления ТЭС, газотурбинных и парогазовых установок), а также на связанные с ними процессы эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), консервации и ликвидации.
Порядок подготовки и проведения аттестации работников должен соответствовать 2 положениям: об организации работы по подготовке и аттестации специалистов и об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору.
Требования к обоснованию безопасности сетей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Он же отвечает за федеральный госнадзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации сетей.
Постановление Федерального горного и промышленного надзора России 2003 г. об утверждении Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления решено считать не подлежащим применению.
Приказ вступает в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования.
Приказом Федеральной Службы по тарифам от 18 декабря 2013 г. N 233-Э/2 "об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации на 2014 год" Тарифы на услуги по передаче электроэнергии: предельные уровни на 2014 г.
На 2014 г. утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии по регионам.
Это двухставочные тарифы, включающие ставку на содержание электросетей и ставку на оплату нормативных технологических потерь электроэнергии в электросетях, и одноставочные тарифы по уровням напряжения.
Отдельно установлены предельные уровни тарифов на указанные услуги, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду.
В отдельных случаях возможно превышение предельных максимальных тарифов, если необходима реализация значительных инвестиционных программ.
Приказ Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 N 224 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Проверки юрлиц в рамках госконтроля (надзора) в области производства и оборота алкоголя:
Утвержден Административный регламент Росалкогольрегулирования по организации и проведению проверок юрлиц в рамках госконтроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Во-первых, проверки касаются лиц, осуществляющих деятельность по производству и (или) обороту (кроме розничной продажи) алкоголя на основании лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом власти.
Во-вторых, - лиц без лицензии, к видам деятельности которых относятся производство, хранение и поставка произведенного пива и напитков на основе пива, сидра, пуаре и медовухи; закупка, хранение и поставка таких товаров; использование этилового спирта на цели, не связанные с производством алкоголя. Также сюда входит закупка этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме свыше 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства препаратов, включенных в госреестр лекарств, и (или) в целях его использования для собственных нужд.
Срок проверки по общему правилу не может превышать 20 рабочих дней. Он продлевается при необходимости проведения связанных с оценкой результатов проверок экспертиз, исследований, испытаний, расследований, перевода документов на русский язык и других необходимых мероприятий (в т. ч. в отношении контрагентов лицензиата), без которых невозможно оценить соответствие деятельности обязательным требованиям.
В отношении лицензиатов общий срок проверки не может превышать 40 рабочих дней, в отношении нелицензиатов - 60 рабочих дней.
Информационное сообщение от 10 января 2014 г. "О порядке представления деклараций организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" для подачи деклараций о розничной торговле алкоголем нужно воспользоваться специальным Интернет-порталом.
В ноябре 2013 г. Правительство РФ скорректировало правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, с 1 января 2014 г. при подаче в электронном виде деклараций об объеме розничной продажи продукции используется формат, установленный Росалкогольрегулированием. Органы исполнительной власти регионов используют для приема документов программное обеспечение Службы.
В связи с этим разъяснено, что с указанной даты организации, реализующие в розницу алкогольную и спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25%, а также ИП, торгующие пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой, с указанной даты используют программное обеспечение, расположенное по адресу: https://service.alcolicenziat.ru.
Информационным сообщением Федеральной Службы по регулированию алкогольного рынка от 26 декабря 2013 г. "О порядке заполнения деклараций" О заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании алкоголя за IV квартал 2013 г.
Росалкогольрегулирование формирует Реестр лицензий. С 02.11.2012 лицензиям присваивается номер, соответствующий номеру записи в реестре.
Даны разъяснения по вопросу заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2013 г.
При соответствии наименования организации, ИНН, срока действия в лицензии указывается один из следующих реквизитов: номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре в соответствии со сведениями из реестра, размещенном на сайте Службы; серия и номер бланка; регистрационный номер лицензии, указанный в бланке.