Консультации
В конце 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Данным Законом выдвигаются определенные требования к производителям, импортерам, а также продавцам бытовой электротехники в отношении содержания в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке и на их этикетках определенной информации.
В силу п.1 ст. 10 Закона "Обеспечение энергетической эффективности при обороте товаров" установлено: производимые на территории РФ, а также импортируемые в РФ товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:
1) бытовых энергопотребляющих устройств - с 1 января 2011 г.;
2) компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники - с 1 января 2012 г.;
3) иных товаров с даты, установленной Правительством РФ.
Класс энергетической эффективности (КЭЭ) - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность (п. 5 ст. 2 Закона об энергосбережении). Под энергетической эффективностью, в свою очередь, понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (п. 4 ст. 2 Закона об энергосбережении).
Обязанность указывать такого рода информацию в технической документации, в маркировке товаров, а также на их этикетках с даты, обозначенной выше, возложена на производителей и импортеров товаров (п. 6 ст. 10 Закона об энергосбережении). Определение КЭЭ товара осуществляется в соответствии с Приказом Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 "Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности"(Правилами), которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ ( Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара".) - (п. 4 ст. 10 Закона об энергосбережении).
С целью гармонизации значений показателей потребления энергетических ресурсов, используемых при определении КЭЭ товара, применяются показатели, аналогичные действующим стандартам установления КЭЭ соответствующих товаров в европейских государствах. Для обозначения КЭЭ употребляются следующие символы: "A", "B", "C", "D", "E", "F", "G". Причем символом "A" обозначаются товары с наибольшей энергетической эффективностью, символом "G" - товары с наименьшей энергетической эффективностью из числа товаров, отнесенных к одной категории (с учетом характеристик). Кроме того, установлены дополнительные классы энергетической эффективности "A+", "A++" для обозначения товаров с наибольшей энергетической эффективностью (по возрастанию - "A+", "A++") при появлении на рынке товаров с энергетической эффективностью, значительно превышающей установленную для класса "A".
Для примера приведем таблицу определения КЭЭ для бытовых стиральных машин автоматического типа (таблица 1 Приложения 2 к Приказу Минпромторга России N 357).
В зависимости от фактического потребления электроэнергии (C) за каждый полный цикл установлено семь классов в диапазоне от A (максимальная эффективность) до G (минимальная эффективность) энергетической эффективности стиральных машин. В столбце 2 таблицы указаны данные фактического потребления электроэнергии (C) на 1 кг белья для стандартной программы "Хлопок при 60 град. Цельсия", кВт/ч, за каждый полный цикл (стирка, полоскание и отжим).
Испытания (измерения) для определения класса и характеристик энергетической эффективности товара должны проводить аккредитованные испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия" (п. 2 Приказа Минпромторга России от N 357).
То, что производители и импортеры должны позаботиться о соблюдении Закона, понятно. А как данная норма может отразиться, например, на розничном продавце товаров?
Статьей 30 Закона об энергосбережении в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г.№2300-1 «Озащите прав потребителей» , призванного защищать права потребителей введен абз. 7, согласно которому информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, кроме прочего, информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено Законом об энергосбережении. За несоблюдение требований ст. 10 Закона об энергосбережении предусмотрена административная ответственность (ст. 37 названного Закона вносятся изменения в КоАП РФ: гл. 9 дополнена ст. 9.16).
Выпуск производителем или ввоз на территорию РФ импортером товара без включения информации о КЭЭ, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации, а также реализация таких товаров влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 150 000 руб. Причем во втором и третьем случаях товары, явившиеся предметом административного правонарушения, могут быть конфискованы (п. п. 1, 2 ст. 9.16 КоАП РФ).
Перечень категорий товаров, которые обязательно должны содержать информацию о КЭЭ, а также Перечень категорий товаров, на которые требования о включении информации об их энергетической эффективности в техническую документацию, маркировку и на этикетки не распространяются, содержатся в Приказе Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 (вступил в силу с 5 ноября 2010 г.).
Итак, в таблице приведены виды товаров, которые должны содержать подобную информацию.
С 1
января 2011 г. |
С 1 января 2012 г. |
Холодильники
бытовые |
Мониторы компьютерные |
Морозильники
бытовые |
Принтеры |
Машины
стиральные бытовые |
Копировальные аппараты |
Кондиционеры бытовые,
электровоздухоохладители |
Лифты, предназначенные для перевозки людей |
Машины
посудомоечные бытовые |
Электроплиты
кухонные бытовые |
Жарочные электрошкафы
(электродуховки бытовые) |
Микроволновые
печи бытовые |
Телевизоры |
Электроприборы для отопления бытовые |
Электроприборы для нагрева жидкостей бытовые |
Лампы
электрические бытовые |
Однако отметим, что не на всех видах товаров из перечисленных должна указываться информация о КЭЭ. Выборка происходит в зависимости от наименования категории товаров (с учетом их характеристик) (см. Приложения 1, 2 к Приказу Минпромторга России N 769). Для примера снова обратимся к бытовым стиральным машинам: содержать информацию о КЭЭ должны только полностью автоматические стиральные машины вместимостью до 10 кг сухого белья (включая машины, оснащенные отжимным устройством). А вот для стиральных полуавтоматических машин со встроенным центробежным отжимным устройством, стиральных машин с ручным отжимным устройством и стиральных машин без отжимного устройства отражение информации о КЭЭ в технической документации, маркировке и на этикетке не предусмотрено.
* * *
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод: подвергнуться административному наказанию торговые организации могут только за реализацию товаров, перечисленных в Приложении 1 к Приказу Минпромторга России N 769, не содержащих информацию о КЭЭ, которые произведены или импортированы после 01.01.2011. Если же на полках магазина розничной торговли находятся товары, перечисленные в Приложении 1, но выпущенные (произведенные, импортированные) до 01.01.2011, за реализацию таких товаров административная ответственность не предусмотрена. Напомним также , что с 1 января 2011 г. к обороту на территории РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.